ДОСТУПНАЯ СРЕДА

 

УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!

"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб" 
В.В. Путин

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

Наименование показателя Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.

Услуги по обучению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий не предоставляются.

Адаптированные образовательные программы не предусмотрены.

Специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутствуют.

Библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов

Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Центральный вход оборудован звонком, переговорным устройством для вызова сотрудника, пандусом не оборудован.

При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

Тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, в образовательной организации отсутствуют.

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Специальные условия питания

Для воспитанников ДОУ предусмотрена организация горячего питания по цикличному 10-дневному меню, питание сбалансированное, щадящая технология приготовления, круглогодичная С-витаминизация. Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья- соответствует СанПиН 2.3/2.4. 3590-20 от 11.11.2020 г.

Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Здания МБДОУ оснащены противопожарной сигнализацией, информационным табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности. Детский сад по периметру оснащен камерами видеонаблюдения.

Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН.

Медицинское сопровождение осуществляет медицинская сестра.

В ДОУ организовано психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья Образовательной программой дошкольного образования доступ воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям не предусматривается.

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБДОУ, на котором существует версия для слабовидящих.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.

Кадровое обеспечение образования

(наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Воспитатель, учитель-логопед прошли курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количество жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии НЕТ

Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В МБДОУ «Чапаевский детский сад «Орешек» разрабатываются мероприятия для доступности инвалидов и малобильных групп населения к объектам образования. Вход в здание ДОУ по адресу: с.Чапаевка,  ул. Пушкина, д.9  оборудован кнопкой вызова, в здании постоянно находятся дежурные.

Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - отсутствуют.

  • Использование специальных      учебных пособий и дидактических материалов - не используем.
  •  Использование специальных      технических средств обучения коллективного и индивидуального      пользования – не используем.
  • Проведение групповых и   индивидуальных коррекционных занятий – не проводим.

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

  • Инвалиды      с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов,      использующих кресла-коляски)
  • Инвалиды      с нарушением зрения и слуха
  • Лица      преклонного возраста (60 лет и старше)
  • Временно      нетрудоспособные
  • Беременные      женщины
  • Люди с      детскими колясками
  • Дети      дошкольного возраста.
     

Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

 В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 

Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

 В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
 

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

  • - закономерности      психического развития,
  • - показатели      здоровья дошкольников,
  • - психолого-физиологические      особенности,
  • - уровень      общего развития,
  • - коммуникативные      особенности и речевое развитие,
  • - эмоциональное      благополучие.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ должны учитываться  следующие принципы:

  1. Принцип      развития -      Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного      развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
  2. Принцип      природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния      биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности      внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
  3. Принцип      психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения,      стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику      положительного "эмоционального самочувствия".
  4. Принцип      взаимодействия -      Установление глубоких личностных отношений между участниками      педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как      равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
  5. Принцип      доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности      во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
  6. Принцип      обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать      их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у      детей.
  7. Принцип      здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его      психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического      комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно      на соматическое и психическое здоровье ребенка.